Для того чтобы искусство очаровало зрителя, недостаточно лишь одной техники исполнения, пусть даже совершенной, необходимо чтобы автор вложил в свое детище еще и душу. Именно к таким, одухотворенным жанрам, можно смело причислить фламенко, душу которого испанцы называют – дуэнде. В русском языке значению слова «дуэнде» соответствуют такие слова как дух или домовой. Но если применить это слово к творчеству, то правильнее будет сказать «чувство», «вдохновение» или «огонь». “No tiene duende (в нем нет огня)”, — так говорят испанцы, когда считают, что фламенко исполнено артистом без воодушевления.
Каждый профессиональный исполнитель фламенко знает, чтобы заслужить признание слушателей, необходимо во время каждого выступления раскрывать свой талант полностью и вкладывать в исполнение максимум эмоций и чувств.
В этом случае песня, зазвучит по-особенному и найдет отклик в каждом зрительском сердце. Именно в этом и заключается основное отличие настоящего фламенко от пустозвучного исполнения.
В настоящее время на полках музыкальных магазинов, можно найти предостаточно дисков с записями песен всемирно известных исполнителей фламенко, однако, по мнению ценителей истинного фламенко, никакая запись не в состоянии передать «душу песни». Только исполняя фламенко «вживую» артист может по-настоящему выразить свое чувство и вдохновение и тем самым порадовать слушателя. Этого мнения придерживаются и исполнители, многие из которых считают, что их песни, записанные в студии, уже не обладают свойством очаровывать слушателя так, как если бы они звучали со сцены. Певец фламенко Jose de los Reyes El Negro, рассказал, что сердцем ощущает тот момент, когда может спеть лучше всего, а в студии приходилось делать записи по команде, что бесконечно сбивало его с настроя. Антонио Майрена, знаменитый кантаор фламенко, как-то признался, что его студийные песни не озарены «дуэнде», только потому, что спеты днем, потому что невероятное воодушевление и желание петь он испытывал только вечерами.