Понятие пальмас имеет тесную связь с некоторыми видами испанских танцев, особенно с фламенко. Его отличительной особенностью являются ритмичные хлопки в ладоши, которые сопровождают этот танец и создают его настроение. Все исполнители фламенко владеют пальмасом, независимо от того, вокалисты они или танцоры. В Испании довольно часто во время концертов можно увидеть артистов, которые только исполняют пальмас и ничего более. Этот элемент фламенко появился в далеком прошлом, еще до того, как этот танец стали сопровождать игрой на гитаре. Надо сказать, что ритмичные хлопки в ладоши оживляют танец, придают ему невыразимое очарование.
Для пальмаса характерны 2 вида ритмичных хлопков:
1. «Глухие» хлопки. Для того чтобы хлопки звучали глухо, необходимо ладони немного согнуть по направлению друг к другу, чтобы во время хлопка между ними создавался «вакуум». Он и обеспечит именно такой звук.
2. «Звонкие» хлопки. Это непросто шлепок в ладоши, звук должен получиться громкий и объемный. Для этого понадобятся четыре пальца правой руки (все, кроме, большого), которыми вы будете ударять в «ямочку» на левой ладони. Руки при этом должны быть в расслаблении, в этом случае хлопок будет звонким.
Надо учесть важные моменты:
• Во время хлопков допускается раскрытие ладоней в пределах 10-15 см, не более.
• Следить за тем, чтобы мышцы рук были расслаблены, так как их напряженное состояние влияет на формирование звука, он будет неверным, да и руки в таком положении довольно скоро устанут.
• Ладони после каждого хлопка должны быть в закрытом положении, открываются они только на очередной хлопок.
• То, в какой очередности будут производиться звонкие и глухие хлопки полностью определяется силой звучания струн гитары или голоса исполнителя. Чем тише играет гитарист или поет солист, тем глуше должны быть хлопки ладоней, и наоборот. Надо сказать, что во время куплетов (летров) обычно применяются глухие хлопки, а когда идет дробь (эскабильи) или звучат припевы (калетии) – то очередь звонких хлопков.
Хлопки также зависят от ритмического счета. Счет бывает 2-х видов: «тьемпо» и «контра».
1. Тьемпо — это название основного счета в музыке. Если взять вальс, то ему характерен счет на 3 доли: раз, два, три. Когда речь идет о фламенко, допустим самый его простой вид – тангос, то счет на 4 четверти: 1, 2, 3, 4. Соответственно, если мы будем хлопать тьемпо, то каждый хлопок придется на основную долю: 1, 2, 3, 4.
2. Контра — это счет между основными долями: 1 и 2 и 3 и 4 и. И — это и есть контра.