Тонa – такое название носит пение цыган, которое впервые появилось в кузнечных мастерских. Доподлинно известно, что тона берет свое начало от средневековых вокально-поэтических произведений Андалусии, которые впоследствии переродились в обычаи цыган. Именно эта народность и сформировала конечный стиль этого пения.
Первоначальное упоминание о тона, датируется 1770-м годом, однако отличительные свойства тонa и глубина музыки свидетельствует о том, что его возникновение происходило в более древний период. Данные романсы эпохи Средневековья начали обрастать свойствами канте хондо примерно в XVII столетии, либо даже раньше. Ко второй половине XVIII столетия стиль тона уже считался весьма востребованным и пользовался значительной популярностью.
Безусловно, тонa представляет собой один из его стариннейших стилей и существенное звено в образовании музыки фламенко. Для ушей дилетанта характерные отличия между тонa и цыганской сигирийей фактически неслышна, однако, по сравнению с сигирийи, тона не исполняется под звуки гитары. Ей аккомпанирует только лишь звучание кузнечного молота, который бьёт по раскаленному металлу, либо звуки специального треугольника, искусно подражающий звукам наковальни. Данный инструмент применяется в звукозаписывающих студиях при осуществлении записи. Тонa не подвластно взыскательным требованиям ритма, кантаор только образует атмосферу кузницы и самостоятельно производит для себя необходимый для пения ритм. Искони это была песня, которую сопровождала музыка байлаоров, однако впоследствии она переместилась в кузницу, где умелые мастера создали из нее одну из наиболее безупречных драгоценностей канте хондо.
Главная тематика романсов тонa – любовь, страсть, духовность, жизнь и смерть. В прошлом существовало свыше тридцати версий тонa, причем каждый из них характеризовался собственным предназначением. Тонa, звучащая в настоящее время, поется в независимом ритме, ее мелодия достаточно четкая, без обилия вспомогательных мелизмов.
Как известно, булерия признана самым молодым стилем фламенко, причем тонa считается старейшим из них. Они оба считаются основными, однако, несмотря на данный факт, представляют собой весьма отличающиеся между собой направления фламенко. Тонa поется непринужденно, булерия подвластна четкому ритму.