Фламенко за всю историю своего существования помнит достаточно большое количество женщин, виртуозно играющих на гитаре. В подтверждении этому могут служить художественные полотна минувшего века, на которых изображены женщины-гитаристки.
В 19-ом веке часто можно было увидеть в кафе кантанте выступления женщин-кантаоров, которые профессионально играя на гитаре и исполняя лирические песни, зарабатывали себе средства на жизнь. Ана Амайа Молина (Ana Amaya Molina) – одна из таких исполнительниц, цыганского происхождения с псевдонимом Анийя де ла Ронда (Aniya de la Ronda или Aniya la Gitana). Ана родилась в 1855 году в Ронде, здесь прошли первые ее выступления в кафе кантанте, затем она работала в Малаге и Севилье, и стала очень популярной и знаменитой исполнительницей музыки и песен фламенко.
Одной из известнейших женщин 19-го века, играющих на гитаре, несомненно, является Тринидад Уэртас “Ла Куенка” (Trinidad Huertas “La Cuenca”). Она была не только гитаристкой и исполнительницей песен, но и прекрасной танцовщицей фламенко. Это удивительно талантливая артистка также выступала в кафе кантанте.
На сцене она всегда выходила в образе мужчины, носила короткую прическу и танцевала мужские танцы. В 1887 году она выступила в роли режиссера, поставила в Париже спектакль “La Feria de Sevilla”. Тринидад Уэртас – прекрасная исполнительница, ставшая знаменитой благодаря своей игре на гитаре и танцами, в которых демонстрировала корриду, представляя в танцевальной феерии всевозможные исходы боя и судьбу тореодора.
В 20-м веке прославилась на весь мир превосходная гитаристка Тереса Эспанья (Teresa España) из Севильи. Певица, танцовщица и гитаристка, она выступала с сольными постановками в театрах Мадрида в 1920-х годах. В газетах прошлого столетия печатали, что никто не сможет превзойти игру на гитаре и в исполнении удивительных танцев Тересу Эспанью. Она исколесила с концертами не только Испанию, но и Америку. Сохранились до наших дней записи с ее исполнением песен под свой же аккомпанемент на гитаре.